Небольшое вступление: я всегда начинаю с самого неприятного.
Небольшое вступление номер два: не все барокко одинаково полезно.
Когда попадаешь в Вену с экскурсией-однодневкой и тебя водят по Хофбургу, Грабену, показывая "самые впечатляющие достопримечательности", начинаешь ощущать себя, условно говоря, каким-нибудь мелопоместным обнищавшим дворянчиком, которого пригласили в дом губернатора. Он куда знатнее, в разы богаче и с охотой это демонстрирует. А ты бродишь по залам громадного дворца и все никак не можешь продышаться от количества золота вокруг. В глубине души, правда, после осмотра очередной достопримечательности ты с некоторым злорадством отмечаешь, что деньги + знатность не всегда равно вкус.
читать дальшеПрошу любить и жаловать. Экспонат номер один. Карлскирхе (1737) посвящена чумному святому Карлу Борромею, строилась для императора Карла VI. У собора св. Петра свистнули идею с куполами, затем свистнули замысел колонн "по подобию Трояновых" и в результате родился "один", цитируя одновременно и гида, и путеводитель, "из самых впечатляющих соборов Вены". Он действительно впечатляет: концентрацию такого количества пафоса во внешнем оформлении собора редко где встретишь.
Экспонат номер два.
Старая знакомая чумная колонна. Не стану говорить, что она здорово напоминает издалека при плохом зрении.
Поставлена в 1683 году императором Леопольдом I. "Вот идет император Леопольд и дождь капает ему прямо в рот", - говорили ехидные венцы. И понятно почему, не так ли?
Во время второго визита в Вену, я разглядела не только облачка и амурчиков, но и колонну, на которую их налепили. Однако честно скажу, менее уродливой она от этого не стала. Если какой-то посыл эта колонна и несет, так это, цитируя kurufin_the_crafty "Избави, Бог, нас от чумы, а то поставим вторую такую же". Впрочем, если в 18 веке венцам и было свойственно ехидство, Габсбурги были им свойственны в куда большей степени. В честь избавления от следующей чумы 1713 года они поставили не вторую колонну, а уже упоминавшуюся Карлскирхе.
Переходим к Шенбрунну. В этом "Sisi's castle" как поэтично назвал его попавшийся по дороге англичанин, есть музей карет, где и обнаружился экспонат номер три.
Внутренне подготовленные уже случившимися с нами образчиками архитектуры и представлениями о Габсбургах, мы предвкушали знакомство с коронационной каретой. Чего мы не могли знать, так это того, что при одном взгляде на нее, нас банально согнет от хохота прямо посреди зала под удивленным взглядом смотрительницы..
Фотографировать было запрещено, поэтому фото пришлось потырить из интернета. Увы, оно не отображает и десятой доли впечатления. Это не изящная каретка, куда для красоты и шика впрягают восемь лошадок. Это - четырехтонная громадина, с колесами мне по грудь, в которую взбираться надо только по лестничке, иначе в саму карету просто не запрыгнуть. И весь этот впечатляющий масштаб по самую верхушку украшен золотыми завитушками и листиками, привзванными демонстрировать имерский размах. Это даже не китч. Это экстракитч такой степени, что слово "безвкусица" просто неприменимо.
Напротив стоит такая же, только черная. Эта была предназначена для похоронных процессий.
Когда в музее оружия я наткнулась на экспонат номер четыре моей коллекции, я даже не сомневалась - здесь замешаны Габсбурги.
Таки да. Это подарок императора Максимилиана Генриху Валуа по случаю коронации в качестве короля польского.
И, немного забираясь на чужую территорию, но раз сказано "позднее барокко", я не могу пройти мимо. Зальцбург. Аптека. Улица. Фонарь. Собор. Площадь. Фонтан.. Вины Габсбургов в нем нет, но это ему не помогает. Издали при плохом зрении здорово напоминает стог сена.