День пятнадцатый, когда я сплю, гуляю и, наконец-то, нормально емВ чем вильнюсцы молодцы, так это в том, что наставили указателей. В чем они не молодцы, так в том, что наставили их не везде. Есть карты на каких-то важнейших узловых точках, но почему-то одни и те же. Я понимаю, что город маленький, но Барселона разбаловала.
Кстати, помните про мой социальный эксперимент "погуляй в Барселоне без карты". Именно в Барселоне он более чем возможен. Эти замечательные товарищи возле каждого выхода метро ставят громадный стенд с укрупненной картой района. Со всеми окрестными достопримечательностями (правильно расположенными!) и красной точечкой "вы здесь". Пользуясь случаем, хочу вынести благодарность барселонским площадям, которые служат вторым лучшим ориентиром после карт. Идешь, идешь, бац - площадь. В путеводителе: площадь такого-то короля завершает такой-то бульвар. И ты понимаешь, что пропустил половину. Поворачивай обратно. ))))
*
В Вильнюсе мне, наконец, дали заварного чаю! Нет, он не был какого-то сказочного вкуса, он просто был. Есть люди, которые жить не могут без кофе, мне же нужен черный заварной чай. Казалось бы, что может быть проще? Губительное заблуждение, когда речь идет о европейских странах с высокой культурой кофе. Апогей моих чайных мучений пришелся на Италию. Я упорно заказывала чай, мне так же упорно приносили пакетики. Качество того, что было насыпано в пакетики ухудшалось от кабака к кабаку, пока в каком-то пафосном заведении, специализировавшемся на коктейлях ядовитого цвета, мне не принесли такую феерическую дрянь, какую можно получить разве что в третьесортных украинских ганделиках. Дрянь была завернута в нечто блестящее и стоила, как хороший кофе. После этого я пью исключительно вино. Как бы по-буржуйски это ни звучало со стороны, в графе "цена" в меню стоят одинаковые цифры.
*
За соседним столиком опять сериал. На этот раз про жизнь простых жен новых русских.
Она - все еще привлекательная блондинка слегка за пятьдесят. Двое детей, машина, дача, строгое расписание посещения косметических салонов и никакой профессии. Муж скандалит, отравляет жизнь и честно содержит жену, детей и маму жены. Напротив Нее сидит Подруга из тех, у кого все хорошо, денег поменьше, но только слегка. Подруга, как полагается, предлагает уйти. И дальше следует монолог, который словно списан не то из сценария, не то из книжки. "Куда я пойду? Кассиром? Я не хочу. Да и если возьмут, это работать с девяти до шести, а если будут платить больше, то не только с девяти до шести. Это никаких выходных, дачи, машины. И вообще, какая жизнь без машины? К чему я приду? К круглосуточному зарабатыванию денег?"
*
Есть одна история про Васю. Съездил Вася в Израиль и говорит:"Какие они там все мудаки. У них там в магазинах облапошивают." Съездил Вася в Америку и говорит:"Какие они там все мудаки, они нас не уважают!" Съездил Вася во Францию и говорит.... Ну вы поняли. А правда в том, что Вася сам мудак и дома его точно так же обдуривают, не любят и не уважают.
Эта поучительная история рассказывается в качестве иллюстрации о вреде обобщений на основе личного опыта. Мне эта история понадобилась для другого. Когда я говорю, что барокко ужасно, я - это Вася, который очень не любит избытка украшений и завитков, как бы они ни были красивы. В принципе, я после нескольких костелов в Вильнюсе готова была признать, что тут сумели удержаться у грани, когда один лишний ангелочек превратил бы хороший ансамбль в симфонию пошлости. Во многом этому способствует умеренное количество золота и удачный выбор цвета стен. После костела св. Терезы я местное барокко даже зауважала и составила покаянную речь, пока шла к костелу Петра и Павла. Мда. Две тысячи стюковых фигур, сказал путеводитель. Жемчужина барокко. Не вопрос - жемчужина, не брильянт, но определенно очень крупная жемчужина. Не оставим ни единого миллиметра врагу… в смысле свободному пространству называется. Очень красиво, но, боже мой, как же его много!
*
Пока мне несут имбирный чай, расскажу про Саграда Фамилия.
Надо сказать, что с Гауди не сложилось у меня с самого начала. Очередь в собор стояла под строительным ограждением, боковой фасад был закрыт лесами, поэтому рассмотреть что-либо не представлялось возможным. Тут надо обязательно упомянуть, что вход сделан со стороны фасада Страстей Христовых. И вот я миновала все кордоны, отхватила аудиогид (на редкость бестолковый, как потом оказалось), подбежала ко входу, подняла голову и подумала: "Господи, какой ужас". Это потом я узнала, что его делал не Гауди, но первое впечатление было безвозвратно испорчено.
Внутри было пугающе соразмерно. Потолок, уходящий бесконечно вверх, ветвистые колонны и звезды где-то там, в вышине. О том, что это дом Господа нашего напоминали только неожиданно земные скульптуры над входами да распятие Христа. В остальном Саграда Фамилия надо брать за образец тем художникам-декораторам, которые будут работать над следующим эпическим фильмом про эльфов. По крайней мере у них тогда точно получится что-то, созданное нечеловеческим разумом, а не все то же самое как у нас, только в листик.
И обязательно, обязательно смотрите фасад Рождения Христова вблизи. Это один из тех нечастых случаев, когда архитектура бесконечно выигрывает от сокращения пространства. С моей точки зрения, Саграда Фамилия нужно смотреть либо очень близко, либо как можно дальше.