В Бжег я отправлялась через точку туристической информации. Милая дама дама пригласила меня зайти в субботу, ибо в пятницу я так просила порекомендовать мне какую-нибудь книгу с легендами Ополе, что тронула ее до глубины души.
То, что произошло дальше, тронуло до глубины души уже меня. Дама сказала, что связалась с коллегой из издательства и узнала, что в ближайшие пару месяцев будут издаваться книжки для детей: одна легенда в одной книжице - не для продажи, а для раздачи на разных мероприятиях. И что если я не против оставить свой почтовый адрес, она соберет эти книжечки и мне вышлет. Говорит, я так искренне была заинтересована, что она просто не смогла остаться равнодушной.))
Кстати, я у нее спросила, почему же был закрыт древнейший образец фортификаций на территории Польши. Оказалось, что там в пятницу организовывали хэллоуин для детворы. Девушка показала мне видео - я его в интернете не нашла, но свидетельствую - детвора от такого должна была быть в восторге. ))
*
Ехать до Бжега полчаса.
Заметка для туриста: в городочке под Бжегом - Малуйовице - есть церковь с фантастическими настенными росписями -
1,
2. Турист, не будь как я, не узнавай об этом поздно вечером _после_ возвращения из Бжега.
читать дальшеВ Бжег меня понесло ради сохранившейся резиденции силезских Пястов.
Откуда взялись силезские Пясты.
Помните такого себе Болеслава Храброго, тестя Святополка Окаянного, который воевал с с Ярославом Мудрым, брал Киев, бил по Золотым Воротам мечом, вследствие чего поляки обрели символ власти. Был у него потомок Болеслав Кривоустый, который воевал с Владимиром Мономахом и был зятем Святополка Изяславича. Болеслав Кривоустый остался в моей памяти, как человек щедро даровавший не принадлежащие ему земли и объект гениального пиара.
В Хронике Великой Польши все его косяки объясняются его чрезмерной доверчивостью, а поражение в битве упомянуто ровно одно. Причем таким образом, что нынешним политическим пиарщикам стоит удавиться от зависти.
И наконец, воины Болеслава, непобежденные, но утомленные победой, одни уходят с поля битвы, других, усталых от сражения, враги берут в плен и уводят к себе к сожалению для Болеслава. Столько народа лехитов попало в плен, что хотя лехиты для выкупа своих пленных и положили все сокровища в виде золота, серебра и драгоценных камней и даже те ценности, которые еще во время Болеслава Великого были собраны и сохранялись в Польском королевстве, однако их не хватило для этого выкупа. И даже многие люди знатной крови были проданы в горестную неволю языческому люду, и там они жалким образом закончили свою несчастную жизнь. Но напрасно часть паннонцев хвасталась бесславной победой и, не будучи победительницей, пользовалась именем победы. Скорее пусть она стыдится вспоминать о ярме своего обмана.
Так вот, было у него полдесятка сыновей, и не в том беда, что их было много, а что были они от разных браков. И еще в том, что Болеслав своим завещанием разделил между ними всю заботливо завоеванную Польшу. Здравствуй, феодальная раздробленность.
Старший сын, который хотел отобрать все остальное в свою пользу снова объединить Польшу под своей рукой, оказался самым проигравшим. Сам помер в изгнании, а детям его германский император выторговал-таки их дяди Силезию. Замок в Бжеге один из них как раз и заложил.
В замке несколько залов с оружием, вывешенном на советских коврах. Четыре зала с польским искусством (весь готический период офигенен). Зал с эпическими полотнами. В этой части поляки, конечно, молодцы. У них кроме Матейки, отиллюстировавшего всю историю польскую, обязательно найдется какой-нибудь еще творец (пусть даже не очень хороший), который сообразит полотно десять на четыре, где символическая фигура Польши будет окружена всеми мало-мальски значимыми героями польской истории, начиная едва ли не с Мешко I и до современников творца. Профит очевиден - я за пару туристических визитов уже десяток польских князей и героев узнаю в лицо.
Особой гордостью замка являются любовно собранные саркофаги захороненнных Пястов. Народ из замка честно поснимал копии (так себе копии) с силезско-пястовских надгробий и собрал их в одном подвале. Надгробия заботливо снабжены табличками с кратким перечислением всех заслуг упокоеннго Пяста, а также местонахождением оригинала. После чего стало понятно, что надо обязательно съездить в Легницу. Из оригинального в подвале - саркофаги без надгробий, гробы то бишь. С разными надписями, конечно, но сути это не меняет.
Еще в замке можно обнаружить классную мебель. 17-18-19 век, много голландской с прекрасными интарсиями.
Книжек на английском нет, персонал на английском не разговаривает. Поэтому общались мы следующим образом - на надписях под экспонатами я искала нужное слово, склоняла по украинским правилам и выдавала этот конструкт смотрительнице. На слух это звучало ужасающе, но всю необходимую информацию позволяло узнать.