Монастырь работает с половины десятого со семи вечера. Но, судя по тому, что я видела вчера и сегодня, толпы на экскурсии не избежать. Удивительно, но билеты весьма дешевы – всего пять евро. Посещения исключительно с гидом, фотографировать можно только в клуатре.
Книга-гид по монастырю одна, все остальное весьма серьезные талмуды про древнюю историю монастыря, про современную историю монастыря, про устройство подачи воды монастыря (очень хотелось, но она толстенная), про Педро из Алькантары, святого всего мира. На открытках представлены в лучшем случае общие виды и Сурбаран.
читать дальшеХотя книжек на английском по монастырю нет, в самом монаcтыре – удивительно! – надписи во всех залах, по которым шла экскурсия, все-таки продублированы на английском. Так что мой вердикт: имея культурный багаж в определенной сфере, идти можно и без знания испанского. Гид рассказывает вещи интересные, но не критические для придания смысла экскурсии.
Экскурсия поделена на две неравные части. Основную проводит светский гид – залы вышивки, музыкальных книг, сокровищница и зал с картинами и скульптурами. Вот в нем нужно сразу же отрываться от гида и бродить самому, чтобы выиграть себе хоть немного времени времени. У этих людей там висит Сурбаран, Эль Греко, Гойя. Там же я впервые увидела скульптуру Эгаса Куэмана. Для “ах” мне в нем не хватает испанского надрыва, но скульптор просто отличный. И нежданное потясение - ЕССЕ HOMO де Мены. (Как бы объяснить, что это значит для меня. Скажем так: при моей любви ко всем испанским барочникам, есть только двое, чья скульптура меня почти физически ставит на колени – это Фернандес и де Мена.) И при таких богатствах, времени на этот зал отводится минут десять.
Вторую часть экскурсии ведет отец-францисканец. Он провел непосредственно к самой Деве Марии, в заалтарную капеллу. Повернул саму статую внутрь и попросил произнести с ним молитву. После чего у всех желающих была возможность подойти и приложиться к серебрянному оттиску возле статуи. После этого нас оставили гулять по клуатру.
В том, что Дева Мария Гуадалупская не только культурная ценность, но и религиозная – в первую очередь религиозная (о чем как-то подзабылось за экскурсию) – была возможность убедиться почти сразу же. Когда мы с испанскими пожилыми воробьями спускались по лестнице, по ней поднималась паломница. Весь путь она проделала на коленях и также, не поднимаясь, она направилась в капеллу.
Позже я зашла в базилику. Дева Мария была закрыта. Не знаю, попаду ли я на мессу до отъезда, но мне начинает казаться, что здесь, как в Ченстохове, статую открывают только во время богослужений.
*
Кто такие испанские пожилые воробьи.
Впервые наблюдала вблизи группу испанских пожилых туристов, которая в последний момент присоединалась к нашей экскурсии. Ну что можно сказать: все виденные мной ранее немцкие группы по сравнению вот с этими испанскими пенсионерами выглядели почти зомби. Не могу сказать, что испанцы испытывали меньше трудностей с передвижением: кто-то с палочкой, кто-то с трудом взбирается на любые ступени. И, тем не менее, энергия била из испанцев ключом. Один, встав на надгробную плиту в полу, усердно бил по ней ногой, не то поднимая давно почившего святого отца, не то наоборот, не желая дать тому выйти. Второй едва ли не вприпрыжку бежал за гидом, чтобы не упустить ни слова. Третий уходил в исследовательские прогулки, постоянно пытаясь отбиться от группы. И самое главное – они галдели. Это сборище престарелых воробьев не замолкало нигде. Гид уже объяснял, что тишина важна для братьев францисканцев. Они кивали и галдели дальше. Нет, испанские пенсионеры пытались сохранять молчание, но это явно было противно их природе и темперамент неизменно брал верх. Они даже в капелле умудрились галдеть, хоть под взглядом святого отца все же потише, чем обычно.
Ужасные, ужасные люди ))))) (нет)
*
Про меня и пеший туризм.
Я вышла за город и, очарованная природой пошла по тропам вверх. Цвели маки, ржали кони, звенели бубенчики на пасущихся козах. Пошел дождь. А потом пошел град. А потом они пошли вместе. Очень сильно.
Нет, я, конечно, перелезла через ограду чужих частных владений и спряталась под старой раскидистой оливой, но меня это все равно не спасло.
Не сложилось у меня с пешим туризмом.
*
Про меня и пеший туризм два.
Я проявила упорство. И после дождя пошла в другую сторону. И ждали меня склоны, овцы, оливы и прекрасный виадук.