День вчерашний
Два дня занимаюсь традиционной игрой "Найди собор". Главные участники игры: любознательный турист и карта города. Первым ход делает турист, выбирая интересующий его собор. Затем ходит карта, показывая, где якобы находится этот собор. Турист приходит на место.... И собора там не находит. Победителем считается карта, если турист заблудился, сдался или просто не успел по времени отыскать своё несчастрое здание. Победителем считается турист, если он хотя бы дошел. Замечу, что дошел и попал внутрь - это два разных уровня мастерства. Второго я еще не достигла.
читать дальшеПопала в королевский монастырь святого Фомы. Три клуатра, два музея. В музее естественных наук чучела животных, птиц и рыб. В музее восточного искусства - все, что святые отцы доминиканцы навезли из своих миссионерских поездок. Коллекция в мировом масштабе, может, и невелика, но есть вещи редчайшей тонкости исполнения.
Кстати, а как нынешняя церковь относятся к святому Бернарду, например? Он велик, свят и достоин уважения, но вместе с тем вдохновленный им крестовый поход не образец гуманизма. Я, в том смысле, Бернард, ты не прав, кто-нибудь сказал, или за давностию лет историю оставили истории и перевернули страницу?
*
Судя по тому, что я вижу на испанках, в моду возвращаются джинсы с высокой талией.
Судя по тому, что я вижу на дорогах, тут в моде "наши 90-е стайл". Помните? Мимо проносится машина, обдавая тебя звуковой волной "ту-тумса" из салона, в ушах звенит ещё минуту, после того, как машина скрылась за поворотом, и ты понимаешь, что вот, проехал крутяк.
*
У меня появилось стойкое ощущение, что где-то режиссеры исторических фильмов нас... вводят в заблуждение. В фильме про осаду замка всегда есть момент, когда командующий обороной зычно зовет всех на стены, и защитники, бряцая оружием и доспехами стройными рядами вспархивают на стену. Не знаю, как у них выходит, но я меряла - высота ступеньки доходит до середины моей лодыжки. По ним карабкаться приходиться, а не взлетать. Особенно, если средневековые товарищи и вправду были невысоки ростом.
Дошла до оставшейся части выставки, посвященной святой Терезе. Были представлены картины на тему кармелитского ордена, ангела, пронзающего Терезу стрелой, много святых Иосифов (очень симпатичный китайский Иосиф), много Дев Марий - все семнадцативечное, в основном. В смысле картины неплохие, но ни уму, ни сердцу. Из Севильи привезли Сурбарана. К моему глубокому сожалению, он для меня попадает в ту же категорию. Зато единственный шестнадцативечный фламандец очень порадовал.
А затем я перешла в зал Христов. Во-первых, там висел... Как же это правильно по-русски будет называться? Святой лик, что ли? Изображение лица Христа на плащанице, которое "традиционно аттрибутируют Эль Греко. Эль Греко не Эль Греко, а картина выделялась на представленном фоне, как лебедь среди уток.)))
Во-вторых, две статуи.
За первую я бы ставила резчику"не зачёт" с религиозной точки зрения. Статуя прекрасна, натурщик был из того типа худых костистых испанцев, которые и по сей день встречаются на улицах. Смотришь на Христа, а видишь вены на руках, впалых живот и контур ребер, сильные ноги и резко обозначенные кости на ступнях. В этом Христе видишь человека, который позировал, и мастера, который делал. Офигеннейшая выставочная вещь.
А вот вторая статуя... Это Христос, прикованный к колонне. Из видений святой Терезы. Эмоционально статуя раскатывает в тонкий блин. Овеществляет слова "претерпел муки за нас". Вызывает желание опуститься на колени прямо там же, на синий бархат, которым затянут пол и просить прощения за все, что человечество натворило. Эта вещь принадлежит не искусству, хоть и его дитя. Она - церковная, плоть от плоти, и стоять должна в церкви.
Если бы эта статуя попалась мне на глаза раньше, я бы возвращалась в Мадрид через Вальядолид, а не Саламанку. В Вальядолиде находятся Пьета и ещё один Христос этого же мастера.
Сурбарана
Ну слава богу, не одной мне он совсем никак. Я понимаю, что крутой художник, по испанским меркам так вообще один из столпов, но - никак же. А положено восторгаться.
Про святого Бернарда могу наврать, но насколько помнит мой склероз, извинялись оптом за все крестовые походы, и не за идею, а за, так сказать, исполнение. За все грехи, совершённые бла-бла. Поминали ли там кокретно идейного вдохновителя, без понятия, но мне сомнительно как-то.
Но вообще ьдаже по фотографиям я вижу, что мужик был просто нереально крут.