Суббота в Испании = все сложно, ибо места культурного посещения вполне себе действующие церкви.
В Хаене из шести не попала ни в одну. )))
Поэтому лучше пусть будет интересный перепост)))
09.06.2018 в 04:56
Пишет
kurufin_the_crafty:
Салерно-2: Рожер Кошелек, двуличный апостол и счастливый кардинал
Начало
В предбаннике собора (сразу за дверями, подаренными благочестивыми супругами) висит приветственная надпись: заходите, гости дорогие, у нас тут памятник веры и искусства, ПОСЕТИТЕ НАШУ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ КРИПТУ!!!111
![0187_IMG_20180510_134025_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1752/42416393631_75b7ff9bca_z.jpg)
И ведь, забегая вперед, скажу, что не врут. :-)
Крипта действительно умопомрачительная, так что заглянуть туда стоит не только ради мощей апостола Матфея. Тем более что подлинность мощей зиждется исключительно на многовековом убеждении местных жителей, что это они и есть - хотя, строго говоря, сама история появления их в Южной Италии толком непонятна.
В хрониках имеются невнятные упоминания, что в X веке эти мощи внезапно нашлись недалеко от здешних мест – в Лукании (почему в Лукании? зачем в Лукании? что делал апостол Матфей в Лукании, если вроде бы как был умучен не то в Эфиопии, не то в Малой Азии???). Лангобардский князь Гизульф I (не путать с Гизульфом II, который жлоб и который шурин Роберта Гвискара!) повелел привезти их в Салерно, и там они хранились неизвестно где, пока сто лет спустя Гвискар не построил этот собор.
Надо понимать, где-то в этом временном промежутке преемники Гизульфа I отковыряли от них себе в личное пользование пресловутый зуб, который Гвискар потом отнял у Гизульфа II.
Сам вход в собор бесплатный (хотя даже странно – могли бы за такую чудную вещь и деньги брать, как в соседнем Амальфи), однако у входа в крипту стоит копилочка с надписью, призывающей пожертвовать апостолу один евро.
Кладем в копилку монетку, спускаемся по лестнице – и вот она, матушка!
![0192_DSC_0288_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1730/42416385011_71ac1ce388.jpg)
Читать дальше![0228_IMAG0441_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1745/42367575562_369373b34f_z.jpg)
![0216_IMG_20180510_135300_HDR_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1741/41514787565_b5b05aedd4_z.jpg)
![0214_IMG_20180510_135544_HDR_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm1.staticflickr.com/890/41514790645_7eb317750e_z.jpg)
Вот эти орнаменты на стенах и колоннах – это не роспись, это интарсия по мрамору. То бишь, аппликация мрамором на мраморе – как в Ломбардии, где такие же чудеса делают из дерева. И если никто так не умеет работать с деревом, как ломбардцы, то, клянусь, нигде не делают таких великолепных мраморных интарсий как здесь, в Кампании! Все штуки в этом роде, что я видела до сих пор, кампанским и в подметки не годятся!
![0218_IMG_20180510_135559_HDR_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1735/41514784445_4c4514978c_z.jpg)
![0210_IMG_20180510_135355_HDR_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1722/41514797185_f63ba25ab6_z.jpg)
![0212_IMG_20180510_135418_HDR_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1743/28543988978_414803cdf2_z.jpg)
Понятное дело, при Гвискаре и его современниках такого вида крипта еще не имела: все это это великолепие – результат барочной переделки XVII века. Архитектурным проектированием занимался гражданин Швейцарии тичинец Доменико Фонтана вместе со своим сыном Джулио, интарсиями – неаполитанец Франческо Рагоццино, фрески на потолке рисовал греческий эмигрант Белизарио Коренцио, а статую евангелиста Матфея, которая стоит над гробницей с мощами, ваял флорентиец Микеланджело Наккерино.
По каким-то неизвестным науке причинам Наккерино решил сваять Матфея в двойном экземпляре. Матфей №1 слеплен спиной с Матфеем №2, и, соответственно, глядит апостол одновременно и вперед, и назад, словно двуликий Янус, а издали вся композиция здорово напоминает не то человека-паука, не то многорукую Кали. Это креативное решение породило среди жителей соседних городов поговорку «У верблюда два горба» «У святого Матфея два лица» (“San Matteo ha due face”) – в смысле «все салернитанцы двуличны».
Матфей №1 – с «главной» стороны, там, где алтарь:
![0198_DSC_0293_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1753/41694178724_bf4d8f0ab7_z.jpg)
![0204_IMG_0069_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1731/27547045117_ebe05dd55e_z.jpg)
И Матфей №2, с обратной стороны, клон-близнец Матфея№1:
![0221_DSC_0302_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1739/40609387310_e93d25c2d4_z.jpg)
![0222_IMG_0066_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1760/27547023097_589661a605_z.jpg)
Помимо мощей Матфея в крипте хранятся еще и останки салернских мучеников – Фортуната, Гая, Анта и Феликса, казненных при императоре Диоклетиане:
![0245_IMG_20180510_135822_HDR_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm1.staticflickr.com/877/42417284671_3968e1e4cc_z.jpg)
Рядом с гробницей имеется обрубок древнеримской мраморной колонны (жаль, не догадались сфотографировать), на котором, по преданию, отрубили головы Фортунату, Гаю и Анту (Феликса казнили где-то в другом месте). Есть поверье, что если приложить к мрамору ухо, то можно услышать, как пульсирует кровь мучеников.
Еще в крипте похоронены выдающиеся салернские епископы (по большей части, канонизированные), в честь чего по всему периметру установлены епископские бюсты. Бюсты похожи, словно все святые епископы выращивались в одном инкубаторе, и отличаются друг от друга только поворотом головы и наличием/отсутствием у отдельно взятого епископа бороды. Особой художественной ценности они, честно говоря, не представляют (и вообще тупо теряются на фоне великолепных интарсий), поэтому покажу только Альфана – в знак уважения к умному и хорошему человеку.
![0234_IMG_20180510_135341_HDR_Salerno_cattedrale_cripta](https://farm2.staticflickr.com/1724/42417303401_4913327b83_z.jpg)
Поднимаемся наверх в собор.
![0264_IMG_20180510_142221_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1721/42417252341_4ca6fd1844_z.jpg)
Недалеко от выхода из крипты – гробница королевы Маргариты Дураццо, матушки короля Владислава и бестолковой королевы Джованны.
![0256_DSC_0306_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1741/42417263851_943ef0c3ec_z.jpg)
Барельеф (сама Маргарита – в центре, в короне):
![0259_IMG_20180510_142051_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1754/42417259001_6b764f6714_z.jpg)
Дамы-кариатиды. Исходя из неаполитанского опыта, рискну предположить, что это Добродетели (во всяком случае, передняя левая дама держит в руках змею – один к одному как Благоразумие в Сан-Джованни-а-Карбонара): .
![0261_IMG_20180510_142120_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1732/42417255801_296c3e10f1_z.jpg)
Задние дамы:
![0263_IMG_20180510_142155_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1727/27546973587_265b8cfee7_z.jpg)
В принципе, где-то здесь же в соборе похоронен и Рожер Борса – сын Роберта Гвискара и Сишельгаиты, но, по совести сказать, никто не знает точно, где. Вот что жизнь у этого Рожера была тусклая, что загробное существование невнятное. Правитель он был никакой: то ли природа на нем отдохнула, то ли вырасти на фоне таких эпических фигур, как его мама с папой, – это та еще нагрузка на психику.
Если папа при жизни получил уважительное по норманнским меркам прозвище Гвискар («хитрец»), то сын удостоился лишь мутного прозвания Борса («кошелек») – за то, что с юности имел привычку постоянно пересчитывать монетки в кошельке, висевшем у него на поясе. После смерти отца мама Сишельгаита втащила его на трон – хотя у Гвискара имелся еще и сын от первого брака Боэмунд. На самом деле Рожеру Кошельку сильно повезло, что Боэмунд считался вроде как незаконнорожденным (поскольку первый брак Гвискара был аннулирован), да и в завещании любящий папа упомянул не старшенького, а именно его, Рожера.
Однако Боэмунда такое положение дел не устраивало, и в результате Рожер Кошелек полжизни провел в войнушках со старшим сиблингом. Время от времени братцев мирил их дядя Рожер Сицилийский – самый умный и самый спокойный из семейства Отвилей, и по итогам каждого перемирия Боэмунд получал себе кусок братниных владений, пока в конце концов эти куски не превратились в практически независимое княжество Тарантское. Впрочем, в любом случае Кошелек должен сказать дяде-тезке спасибо: если бы не Рожер Сицилийский, Боэмунд захапал бы все, ибо полководец и стратег из Кошелька был как из говна пуля.
Зато этого незадачливого правителя обожало духовенство: по натуре Рожер Борса был человек благочестивый, богомольный и, вопреки своему прозвищу, деньги на церковь тратил не считая. Наверное, из него вышел бы отличный настоятель в каком-нибудь маленьком уютном итальянском аббатстве: устраивал бы молитвенные бдения, заказывал новые покровы на алтарь, подсчитывал бы груши в монастырском саду – но судьба поставила его во главе огромного герцогства, а к таким задачам Кошелек не был приспособлен в принципе.
Его сын и преемник Вильгельм II оказался таким же бестолковым, так что после смерти Рожера Борсы Апулийское герцогство продолжали сотрясать смуты, пока, в свою очередь, не помер Вильгельм (кстати, довольно рано – где-то года в тридцать три). Прямых наследников не осталось, поэтому герцогство прибрал к рукам сын умного дядюшки Рожера – Рожер II Сицилийский. Поскольку этот Рожер был так же умен, как и его родитель (эта линия Отвилей вообще была самая вменяемая из всех), то Апулии этот переход власти пошел только на пользу.
Однако вернемся в собор. Правая апсида, на месте которой некогда располагалась Капелла Крестоносцев (здесь освящали оружие рыцари, желающие пограбить освободить Святую Землю). В середине тринадцатого века капеллу переделали и выложили свод мозаикой: сверху – архангел Михаил, внизу – евангелист Матфей на троне, по бокам – святой Лаврентий, апостол Иаков (не знаю, Старший или Младший), святой Фортунат и Иоанн Богослов. А маленькая фигурка слева под Матфеем – это канцлер Сицилии Джованни да Прочида, за чей счет и была перестроена капелла.
![0344_IMG_20180510_144351_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1725/41693927724_7ae08ee17b_z.jpg)
![0351_DSC_0361_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1731/41693920274_5cd7ab9ef4_z.jpg)
![0350_DSC_0360_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1747/40609064510_40c794e058_z.jpg)
![0349_DSC_0359_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1749/41693923784_59d8748614_z.jpg)
В глубине капеллы стоит гробница папы Григория VII – того самого, под предлогом помощи которому Роберт Гвискар сжег Рим, а все, что не успело сгореть, разграбил. Надо отдать папе справедливость: ни о чем таком он Гвискара не просил, но что сделано, то сделано.
А вообще у Григория VII и без Гвискара биография была не то что яркая – ярчайшая. Всю свою жизнь он грызся с императором Священной Римской империи Генрихом IV за право инвеституры – то бишь, за то, кто должен назначать епископов. Григорий, естественно, считал, что это должен быть папа, а Генрих – что император. В самый разгар этой грызни Генрих решил воспользоваться правом императора низлагать римских пап: собрал у себя в Вормсе прикормленных епископов и по итогам этого сборища отправил Григорию в Рим письмо со словами «Убирайся вон».
Естественно, ни указ о низложении, ни письмо ожидаемого эффекта не возымели. Во-первых, в Риме и так вертели мнение Генриха на нефритовом жезле, а во-вторых, само право императоров низлагать пап юридически держалось на соплях. Зато право папы отлучать от церкви кого угодно, включая императоров, никем сомнению не подвергалось – так что папа Григорий сделал ход конем и в ответ на это вормсское хамство отлучил Генриха от лона святой католической церкви ко всем чертям.
Генрих призадумался. С духовной точки зрения отлучение его не беспокоило – он по-любому считал себя избранником божиим, и что там по этому поводу думает этот старый хрен в Риме, его никак не волновало. Зато с юридической точки зрения это была жопа: отлучение от церкви автоматически влекло за собой аннулирование всех вассальных клятв, принесенных отлученному.
Как и следовало ожидать, немецкие князья тут же воспользовались ситуацией и заявили Генриху, что теперь он им не сюзерен. Князей было много, а войск у Генриха мало, так что хочешь не хочешь, а по всему выходило, что с папой Григорием надо мириться. Пришлось Генриху засунуть свою гордость куда подальше и тащиться через Альпы в замок Каноссу, принадлежавший маркграфине Матильде Тосканской, – Матильда с папой издавна были большими друзьями, и именно в ее замке Григорий расположился, поджидая, когда же Генрих приползет вымаливать прощение.
Три дня торчал Генрих под воротами Каноссы – босой, одетый в рубище, зверски голодный (ибо кающемуся грешнику полагалось поститься) да еще и стоя на коленях. Наконец, папа сменил гнев на милость, пустил оголодавшего императора внутрь и торжественно причастил его – что означало снятие отлучения.
Понятно, что весь этот спектакль с покаянием Генрих разыгрывал исключительно по необходимости (с другой стороны, а куда еще ему было деваться). Посему как только отлучение было снято, война между папой и императором вспыхнула с новой силой. Григорий снова отлучил Генриха от церкви, но на этот раз средство не сработало: к тому времени Генрих уже успел более-менее разобраться с непокорными вассалами и двинулся на Рим. В Риме он посадил на папский престол антипапу Климента III, а Григорий сбежал на другой берег Тибра в замок Сант-Анджело, где и забаррикадировался в ожидании подхода союзников.
Из толковых союзников на то время у папы имелся только Роберт Гвискар. Отношения у них с Григорием в разное время складывались по-разному – то они дружили, то ссорились (Гвискара папа тоже отлучал от церкви, причем не раз), но к данному моменту между ними царило полное взаимопонимание. Гвискар со своими норманнами нагрянул в Рим, как уже говорилось, сжег все, что можно было сжечь, вышиб из города антипапу Климента, типа вернул святейший престол Григорию и отправился к себе на юг. Однако римляне такого «принуждения к миру» совершенно не оценили, и пришлось папе Григорию бежать из Рима со всех ног вдогонку за Гвискаром – просить у норманнского душегуба политического убежища.
Вот таким образом на старости лет папа Григорий VII очутился в Салерно. Гвискар припахал его освятить только что построенный собор (вот этот вот, в котором мы с вами) – и как раз вовремя, потому как, не прожив в изгнании и года, Григорий скончался. Через четыре столетия его тезка папа Григорий XIII причислил Григория VII к лику блаженных, а еще через триста лет Бенедикт XIII канонизировал его как святого.
А вот папский трон Григория, который гостеприимный Гвискар обустроил ему рядом с центральной апсидой: семь ступенек (все ступеньки в кадр не влезли) символизируют семь даров Святого Духа – дар страха Божия, дар благочестия, дар познания, дар мужества, дар совета, дар разума и дар премудрости.
![0345_DSC_0351_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1734/27546751427_8a3d2b43cf_z.jpg)
Центральная апсида целиком: мозаика современная (1954 года), от средневековой мозаики остались только фрагменты на арке – кусок ангела (символизирующего евангелиста Матфея), кусок орла (символизирующего евангелиста Иоанна) и чуть-чуть цветочков. На современной мозаике изображена Мадонна, слева от нее Григорий VII, справа – архиепископ Альфан, под ними – разнообразные римские папы, имевшие в своей жизни хоть какое-то отношение к Салерно, а под ногами у Мадонны, в коленопреклоненных позах – Сишельгаита и Роберт Гвискар.
![0275_IMG_20180510_142537_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1728/41694058464_6bf73dc4dc_z.jpg)
![0278_DSC_0353_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1755/41514683765_14580fc94c_z.jpg)
![0281_DSC_0356_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/881/28543860628_d50bde9caa_z.jpg)
![0282_DSC_0318_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1737/27546570727_238bd67aee_z.jpg)
![0283_DSC_0319_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1759/41514670685_1e6ba49893_z.jpg)
![0284_DSC_0354_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1731/42417171881_303cceb730_z.jpg)
![0285_DSC_0355_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/898/42417163011_7962fda576_z.jpg)
А напротив апсиды стоят два чудесных двенадцативечных амвончика – как утверждает путеводитель, в византийском стиле (хотя, как по мне, их словно из мавританской Севильи украли). Левый амвончик был построен в 1180 году по заказу местного архиепископа Ромуальдо Гварны, а правый – в 1195 году, по заказу следующего архиепископа, Никколо Д’Айелло. Оба хороши, как самый прекрасный сон, а капители у колонн не хуже, чем в Шотландской церкви в Регенсбурге!
![0293_DSC_0375_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1728/40609204190_d7cca000c6_z.jpg)
Амвон Гварны:
![0324_IMG_20180510_142511_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1739/28543772288_e5f8d6e6d3_z.jpg)
![0325_IMG_20180510_143934_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1748/28543770928_d9c0206e73_z.jpg)
![0328_DSC_0350_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1758/41514554295_8ff98e93d3_z.jpg)
![0330_DSC_0341_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/898/42367386972_199dd3b213_z.jpg)
![0331_DSC_0342_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1758/41693952914_941b6b45fb_z.jpg)
![0332_DSC_0343_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1754/42367379442_2c48f9cbf9_z.jpg)
![0334_DSC_0337_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1728/41693945194_fb1df917b1_z.jpg)
![0336_IMG_20180510_144003_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1728/40609113590_ccc7776beb_z.jpg)
![0337_DSC_0338_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1723/41693938684_6b503df2fd_z.jpg)
![0339_DSC_0334_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/894/41514514635_d73510e6a2_z.jpg)
![0340_DSC_0335_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1736/41514509745_a245d7fd99_z.jpg)
![0342_DSC_0339_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1729/42417038991_824c3a99d4_z.jpg)
![0343_DSC_0340_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1721/42367352182_333b1a7c6c_z.jpg)
Амвон Д’Айелло:
![0295_DSC_0327_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1728/42367433762_6510180efc_z.jpg)
![0299_IMG_20180510_143735_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1737/27546838357_34c389162f_z.jpg)
![0300_IMG_20180510_143815_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/898/27546835627_0a15629704_z.jpg)
![0302_IMG_20180510_144121_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/881/27546832217_b7fe992928_z.jpg)
![0305_IMG_20180510_142604_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/889/41514586185_1d8464a8ff_z.jpg)
![0308_IMG_20180510_142555_HDR_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/886/41514581395_521a80eac7_z.jpg)
![0311_IMG_0080_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/893/40609161060_03d1ac6844_z.jpg)
![0314_IMG_0086_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/898/42367407142_91a2613bce_z.jpg)
![0316_IMG_0081_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/877/40609150050_58e9484fa6_z.jpg)
![0318_DSC_0347_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/878/28543777418_a5b90ec803_z.jpg)
![0320_IMG_20180510_143750_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/889/41693974894_c01e3448dd_z.jpg)
Еще соборных интересностей: надгробие кардинала Джованни Анджело Гранито. Ей-богу, мне еще не приходилось видеть скульптурное изображение покойника, столь довольного своим посмертным бытием! :-) Внизу на гробнице есть табличка с перечислением кардинальских заслуг Гранито, но на самом деле его высокопреосвященству следовало бы написать в эпитафии: «Е..тесь теперь сами как хотите, а я наконец-то ОТДОХНУ!!!»
![0357_DSC_0366_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1752/42416994371_3580d7679b_z.jpg)
Судя по всему, свой переход из этого мира в мир иной кардинал воспринимал как-то так:
![](https://ic.pics.livejournal.com/kurufin_crafty/83900028/31761/31761_900.gif)
А внизу на базах колонн сидят домашние львы и смотрят на его преосвященство: «Хозяин, а гулять мы седня ваще будем или нет?»
![0361_IMG_20180510_144809_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/894/42367288002_a17a9cb72b_z.jpg)
![0362_IMG_20180510_144815_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1736/42367286102_66f9608111_z.jpg)
Левая апсида – мозаика «Крещение Господне»:
![0267_DSC_0311_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/902/41514722665_4559d32575_z.jpg)
![0269_DSC_0312_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1723/41694085514_77c0040d94_z.jpg)
![0270_DSC_0313_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1735/41694077464_38fe99d455_z.jpg)
![0271_DSC_0314_Salerno_cattedrale](https://farm1.staticflickr.com/889/40609287700_8f0bbcd142_z.jpg)
Еще мозаика – над входом:
![0373_DSC_0332_Salerno_cattedrale](https://farm2.staticflickr.com/1755/40608955210_9928b928f1_z.jpg)
Ну и, поскольку с собором я на этом закончу, просто салернские фотографии.
Улочки:
![0377_IMG_20180510_150114_Salerno_Lungomare_Trieste](https://farm1.staticflickr.com/878/42367247222_70514daf50_z.jpg)
![0398_IMG_20180510_165406_Salerno](https://farm2.staticflickr.com/1733/41693828774_1d3cb7708a_z.jpg)
![0402_IMG_20180510_165603_Salerno](https://farm2.staticflickr.com/1752/40608912510_c3ec2e020c_z.jpg)
![0405_IMG_20180510_165939_Salerno](https://farm2.staticflickr.com/1726/28543611018_78fb2a8976_z.jpg)
Неотъемлемая принадлежность любого южноитальянского города (честно, не могу вспомнить, видела ли я такое на севере) – доска с некрологами: народ либо оповещает соседей о поминальных службах, либо просто пишет что-нибудь вроде «Дорогая бабушка Мария, любим, скучаем, твои внуки Адриано, Луиджи и Флора».
![0407_IMAG0449_Salerno](https://farm1.staticflickr.com/886/41514366495_0e277e5e15_z.jpg)
Виды с набережной:
![0022_IMG_20180510_105305_Salerno_Strada_Statale](https://farm2.staticflickr.com/1740/27546362337_1c2295ab9d_z.jpg)
![0025_IMG_20180510_105309_Salerno_Strada_Statale](https://farm2.staticflickr.com/1748/41514138285_acfbf610cc_z.jpg)
Фреска-новодел на фасаде церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи: «Дедуля, ща я тебе расскажу, какую клевую татуху я решил набить на правом запястье» - «Господь с тобой, внучек, мама этого не переживет!..» Ладно, вру: это ангел является в тюрьме святому Петру.
![0381_IMG_0093_Salerno_p_Sedile_di_Porta_Nova_S_Pietro_in_Vincoli](https://farm2.staticflickr.com/1744/42367242262_6b9e450d66_z.jpg)
![0380_IMG_20180510_152412_Salerno_p_Sedile_di_Porta_Nova_S_Pietro_in_Vincoli](https://farm1.staticflickr.com/881/42367243842_75d7c1be7d_z.jpg)
А напротив этого Сан-Пьетро-ин-Винколи подают морских гадов и прекрасное местное вино, крайне благотворно влияющее на здоровье, коего всем и желаю!
![0383_IMG_20180510_153422_Salerno_p_Sedile_di_Porta_Nova](https://farm1.staticflickr.com/893/42367238872_96e0537517_z.jpg)
URL записи
@темы:
города,
путешествия,
Салерно